Александр Пугаченко

 

ИДЕОЛОГИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ: ЗАЧЕМ МЕНЯТЬ НЕФТЬ И ГАЗ НА ГРУДЫ БЕСПОЛЕЗНОГО ХЛАМА?

 

 

Одним из главных направлений любой войны является экономика. Государство или цивилизация, претендующие на победу, должны иметь много денег и сделать все возможное, чтобы у врага их было как можно меньше. Подрыв экономического благосостояния, перетягивание средств из одной национальной копилки в другую - неотъемлемая часть и современной информационной войны, развязанной против России западной цивилизацией.

На рубеже второго и третьего тысячелетия Запад столкнулся с довольно неприятной для себя проблемой. С одной стороны, США и Европа окончательно утвердились в желании вернуть восточного соседа в коленопреклоненное состояние 90-х, в которое его удалось опустить благодаря длительной работе по разрушению СССР. В Вашингтоне и Брюсселе окончательно сформировалась позиция, что сильная Россия не нужна никому и что взамен прежней войне с коммунизмом придется придумать что-то новое. Не мудрствуя лукаво, борьбу с коммунистической идеологией заменили на простое противостояние с русскими, едва подретушировав ее лозунгами демократии и прав человека.

С другой стороны, вернуть Россию в прозападную орбиту оказывается с каждым годом все более проблематично из-за растущих цен на энергоносители и уходящих стремительно вверх пропорционально этому росту индексов экономического благосостояния России. Сегодня все уже понимают, что нефть и газ будут дорожать довольно долго, если не бесконечно. Это значит, что Россия, обладающая самыми большими запасами энергоносителей в мире, обречена быть богатой страной. Богатой - это значит сильной. А сильную страну ни завоевать, ни подчинить практически невозможно.

Следовательно, для западных стратегов стало жизненно необходимо изобрести способ, как «выманить», «выпросить» или даже украсть триллионы российских рублей, накапливающихся в Стабилизационном фонде и других государственных «копилках» и составляющих основу экономической мощи страны. Как сделать так, чтобы они не пошли на укрепление оборонной мощи, развитие армии и новых технологий, дальнейший экономический рост, уже не связанный напрямую с торговлей природными богатствами? И способ такой был не то чтобы изобретен, а просто найден «под ногами». Им стало навязывание российскому населению идеологии потребления.

 

Что это такое?

 

Массовое потребление, иначе называемое «консюмеризмом», - далеко не новое явление. Вероятно, первым о проявлении подобных настроений в современном ему обществе сообщил Карл Маркс, пришедший к выводу, что капитализм приводит к фетишизации товаров и услуг. В 1899 г. норвежский экономист, работавший в США, Торстин Веблен опубликовал книгу «Теория Расслабляющегося Класса», в которой впервые подметил основную черту консюмеризма: при совершении покупок люди стали руководствоваться иррациональными побуждениями. В частности, они стали покупать определенные товары, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к определенной социальной группе.

Выводы Маркса и Веблена подтверждает, например, современный историк Майлс Орвелл, автор книги об экономике 19-го столетия «Иероглифический Мир». По его мнению, впервые тенденция консюмеризма проявилась в Великобритании - тогдашней сверхдержаве, переживавшей промышленную революцию. Британская промышленность начала выпускать множество новых, ранее невиданных вещей и продуктов (именно в ту эпоху впервые в магазинах появились буквально горы товаров - до этого глубина и ширина их ассортимента были весьма скромными), а торговцы начали убеждать широкого потребителя покупать предметы, которые ранее британцам были абсолютно не нужны.

Именно в викторианскую эпоху появились дешевые копии дорогих товаров: к примеру, дешевые часы выглядели почти так же, как и дорогие, а линолеум стал заменой паркету. Консюмеризм привел к любопытной тенденции: многие вещи, которые еще не так давно воспринимались, как предметы роскоши, в глазах потребителей перешли в разряд «товаров первой необходимости». Например, в течение последнего десятилетия подобная метаморфоза произошла с сотовыми телефонами и персональными компьютерами.

Большинство экономистов ныне считают, что рост потребления связан не только с увеличением числа населения и инфляцией, а прежде всего с ростом благосостояния населения, базирующегося на научно-техническом прогрессе. Так, современный промышленный рабочий за неделю производит объем продукции, на производство которого у его коллеги, жившего в 18 веке, ушло бы четыре года. А если сравнивать производительность труда в США сегодня и пятьдесят лет назад, то окажется, что за 12 рабочих часов 2000 года американец производит столько же товара, сколько за 40 рабочих часов в 1950 году.

Понятно, что такая масса товаров самим американцам и европейцам не нужна, и ее необходимо куда-то «сплавлять». Чем-то иным, кроме этой необходимости, сложно объяснить столь упорное желание Запада убедить остальной мир, и в первую очередь - Россию, в том, что безграничное потребление - это самый короткий, а может и единственный путь к человеческому счастью.

 

Нас заразили чужой болезнью

 

Итак, нельзя сказать, что идеология потребления, массовый потребительский психоз, охвативший в последние годы Россию, является исключительно русским явлением. Напротив, он уже довольно давно - с 60-70-х годов прошлого века - является весьма характерной чертой каждого из обществ, принадлежащих к западной цивилизации. Но если в самих США и европейских странах чрезмерные потребительские аппетиты граждан рассматриваются как распространенное психическое отклонение, а государство и общество по мере сил проводят профилактическую работу по предотвращению его повальной эпидемии, то россиянам этот вирус преподносится в качестве социальной нормы.

Находка иностранных интервентов заключается не столько в изобретении потребительской заразы, сколько в ее перенесении на российскую почву. И перекачивании с ее помощью российских нефтедолларов за рубеж в обмен на горы и вагоны бесполезного хлама.

И вот уже в результате массированной пропаганды, ведущейся посредством всех существующих видов СМИ и альтернативных способов распространения информации, большая часть небедствующих россиян воспринимает за чистую монету идеологические тезисы, гласящие, что смысл человеческой жизни заключается в приобретении товаров и услуг, а качество ее измеряется количеством купленных вещей и его превосходством по числу и стоимости перед соседским. На окраинах всех российских городов как грибы после нефтяного дождя растут всевозможные «мегамаркеты» и «мегамоллы». Квартиры и дома людей, тратящих драгоценные часы собственной жизни на тяжелый труд, завалены грудами бесполезных безделушек. А за рубеж, в обмен на них, широкой рекой текут доллары и рубли, совсем недавно ввезенные в страну в качестве платы за ее стратегические ресурсы. При помощи пропаганды идеологии потребления Запад научился получать и российскую нефть, и свои деньги, за нее уплаченные. При этом качество, и в особенности количество ценностей, с которыми в итоге остается Россия - в крайней степени сомнительны.

Мы могли бы построить собственные заводы и фабрики по производству мебели и кухонь, посуды и одеял, рубашек и костюмов. Вложить средства в создание своих национальных торговых сетей. Для этого нужно лишь остановиться на несколько лет в потребительском безумии, не спускать деньги на всякую ерунду, накопить их и вложить в коммерческие проекты. Но пропаганда гонит нас вперед: «Спеши, мы выпустили новую модель телефона (машины, компьютера etc.), скидки (спецакции, распродажи etc.) - только до ближайших выходных». «Смотри, твой сосед уже купил новинку и счастлив (получил повышение по службе, женился на молодой etc.). Ты хочешь признать, что ты - хуже него?!»

Это уже не просто бизнес. Этот бизнес очень выгоден иностранным государствам, откуда он родом, и всячески ими поддерживается. И крайне невыгоден - России.

И, забывая о своих реальных желаниях и потребностях, о времени, потраченном на заработок денег, о собственной выгоде и будущем, мы (ну или, не будем пессимистами, - многие из нас) с раннего утра субботы до позднего вечера воскресенья до отказа забиваем своими машинами огромные парковки у торговых центров с высвеченными крупными латинскими буквами названиями, и грузим, грузим в личные автомобили груды иностранных товаров, участвуя в бесконечном забеге под названием «апгрейд» (англоязычный неологизм, типичнейший элемент идеологии потребления, обозначающий «обновление», «повышение уровня» вещи).

Никто не призывает отказаться от реально нужных вещей. Но посмотрите в следующий раз более критично на предметы, которые вы в потребительском угаре кидаете в свою корзину в супермаркете.

Смысл жизни - не в этом

Надо ли говорить, что на самом деле смысл человеческой жизни значительно более объемен и многогранен, нежели тупой вещизм? Что многие поколения наших предков выработали совсем другую его формулу?

Потребительство никогда не было свойственно представителя человеческой расы. Вдвойне оно чуждо русским, личной и общественной почвой которых издревле была духовность. Предназначение человека скорее все-таки заключается в оставлении следа на земле, тех самых доме, дереве и детях, и уж точно - не в смене за отведенные 40-50 лет взрослой жизни 100 моделей телевизоров и телефонов с сотнями новых, совершенно ненужных функций. А само счастье, если оно вообще существует в универсальном для каждого выражении, - это скорее остаться на закате дней в кругу своих детей, в своем доме, построенном на средства от своего дела, а не в окружении груд старья!

Сами американцы и европейцы на уровне общественной идеологии и сознания это прекрасно понимают и регулярно проводят акции по умерению собственных потребительских желаний, так называемые «Дни без покупок». Так не пора ли сделать подобные акции и российской традицией?

Начните с себя. В ближайшие выходные отделитесь от общего потока, двигающегося по указателям на супермаркет или «мегамолл». Есть другая идея. Сверните в парк. В музей, в театр, или, быть может, если душа зовет, - в церковь. Тем более что на пути туда пока нет пробок.

 

Александр Пугаченко

 

KMnews

 

 

                                                                                                                                            


      Отправить сообщение admin@intellectual.org.ua с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.  По вопросам размещения материалов: - направляйте Ваши   материалы и письма по адресу: redaktor@intellectual.org.ua  

 БЮРО РАССЛЕДОВАНИЙ ФОНДА ВЕТЕРАНОВ ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ: тел. 8 (067) 404-07-24  e-mail:  rass@intellectual.org.ua