Алла ЯРОШИНСКАЯ

 

ВЫЖИВАНИЕ В ЯДЕРНЫЙ ВЕК

 

Понятие выживания в контексте глобальной угрозы существования цивилизации возникло не так давно – в последние десятилетия. И связано оно было, прежде всего, с ядерным противостоянием двух супердержав — СССР и США. Сегодня это понятие постепенно приобретает общенаучный статус. Вместе с тем, развитие современного научного знания и общественной практики позволяет говорить о том, что выживание человечества – это основная не только утилитарная, но и философская проблема ХХI века.

Накапливавшиеся в течение нескольких столетий существования техногенного общества всевозможные риски достигли своей критической массы к концу ХХ века. Биосфера, которая возникла 3,5 миллиарда лет назад и прошла сквозь сложнейшие эволюционные процессы и превращения, сохранив при этом даже ряд древнейших жизненных форм, фактически оказалась в подчинении социосферы, возникшей гораздо позже нее.

Биосфера превратилась в объект производственного использования, в подсистему социосферы. Возникла кризисная ситуация взаимных угроз: разрушения биосферы социосферой и ответный «удар» биосферы – полное уничтожение социосферы, человечества. Таким образом, проблема выживания из чисто житейской плоскости переходит в иные плоскости — философскую, экологическую, нравственную.

Группа российских ученых предлагает свой оригинальный взгляд на миропонимание. На основе анализа последствий развития сценария «ядерной зимы» ученых Н.Моисеева и К.Сагана они доказывают ошибочность традиционных представлений о мире. Вместо антропоцентризма предлагается совершенно новый подход – с позиций биосфероцентризма. Суть его заключается в том, что биосфера обладает экзистенциальной самозащитой, которая до возникновения «глобального зла» незаметна людям.

Однако изменение структуры биосферы на уровне экзистенции рождает эффект бумеранга: биосфера, измененная антропогенной деятельностью, отвечает тем же – уничтожением человечества, социосферы. Социосфера, угрожая существованию биосферы, в конечном итоге ставит под угрозу собственное существование. Иными словами – биосфера в состоянии прожить без социосферы, но социосфера без нее мертва.

Бурное развитие, начиная с 40-х годов ХХ века ядерных технологий, причем в условиях опасного эксперимента, опережающего знания о его смертельных последствиях, ядерные испытания в разных концах планеты — в атмосфере, космосе и под водой — стали своеобразным тестом социума на выживание биосферы. Проведя этот тест, социум сразу и не заметил, что он стал одновременно испытанием на его же собственное выживание.

Во время Холодной войны над всеми соображениями – экологическими, экономическими, нравственными, не говоря уже о философских, – превалировал единственный постулат – идеологический. За него человечество уже начало расплачиваться необратимыми процессами в окружающей среде, в результате тысяч ядерных испытаний, переваливших за сотню аварий атомных подводных лодок, множества техногенных аварий и катастроф на военных и гражданских атомных реакторах.

Ситуация усугубляется еще и тем, что в мире до сих пор не найдена оптимальная технология переработки и утилизации ядерных отходов, излучающих миллиарды кюри радиоактивности на всей планете. Образно говоря, ядерный джинн, выпущенный учеными, среди множества различных угроз стал решающим фактором выживания всего человечества. Как справедливо отмечал академик Сергей Капица, «вся наша планета, все мы стали как бы заложниками ядерного безумия: даже если одна из сторон приведет в действие свое оружие, последствия окажутся глобальными и возмездие — неотвратимым. Иначе говоря, мы все стоим перед общей опасностью, и вместе должны искать пути к общей безопасности».

В научной, политической и общественной мысли с понятием выживания связывается два прямо противоположных механизма его стратегии:
1. Выживание должно быть основано на обладании ядерным оружием, его неприменении, «ядерном сдерживании».
2. Выживание должно быть основано на нераспространении и постепенном сокращении ядерного оружия и его технологий вплоть до их полного уничтожения в будущем (Международный Договор о нераспространении ядерного оружия).

Термин «ядерное сдерживание» впервые был введен в политический лексикон бывшим премьер-министром Великобритании Маргарет Тэтчер. Ученые и политики, исповедующие принципы стратегии «ядерного сдерживания», считают наличие ядерного оружия в странах «ядерного клуба» главной гарантией мира и избежания ядерной войны. В этом контексте философия ядерной безопасности заключается в том, что наличие ядерного оружия (силы), а значит и наличие ядерной опасности (страха), является залогом глобальной ядерной безопасности (мира).
Но удержание мира на страхе уже в основе своей – безнравственно. Следовательно, безнравственна и сама доктрина ядерного сдерживания.

Но даже если теоретически и допустить некий идеальный вариант существования ядерного оружия в некоем идеально устроенном мире, то на практике доктрина «ядерного сдерживания» имеет два решающих изъяна.

Во-первых, ядерное оружие и ядерные технологии сами по себе (даже в идеальном мире) представляют повышенную опасность для выживания человечества (чем сложнее технический уровень систем, тем вероятнее риск их сбоя). Во-вторых, и ядерное оружие, и ядерные гражданские объекты существуют в сфере социума, который не может гарантировать их защиту от внешних влияний — терроризма, нестабильных или авторитарных режимов, безумных диктаторов.
В этих условиях ядерное оружие и ядерные технологии сдерживания (а также гражданские ядерные объекты) являются источником глобальной ядерной опасности, почти не оставляющей надежды на какую-либо альтернативу закату цивилизации.

За десятилетия жизни в условиях доктрины обладания, неприменения и ядерного сдерживания («ядерного устрашения»), возможно, произошли необратимые изменения не только в окружающей среде, но и в природе человека, его психологии. Человечество психологически адаптировалось к ядерной бомбе и к ядерной опасности. Люди привыкли к тому, к чему привыкнуть нельзя: жертвы ядерных катастроф исчисляются миллионами, угрожая генофонду, но человечество это особо не беспокоит.

Биосфера после ядерных испытаний и ядерных катастроф также обретает новое необратимое постядерное состояние. Но идеологи доктрины «ядерного сдерживания» с удовлетворением отмечают, что «великие державы научились жить с бомбой», и «за время после изобретения атомной бомбы... суверенные страны должны приспособиться к существованию оружия массового уничтожения и соответственно модифицировать его роль» (F. Eklie. «The Second Coming of the Nuclear Age».) Некоторые исследователи считают, что этот факт нравственного мазохизма является признаком начала распада общечеловеческого сознания.

Но события последнего десятилетия, связанные с крахом СССР и, как следствие, биполярного мира, балансировавшего на грани ядерного сдерживания, кардинальным образом изменили миропорядок, нарушив равновесие сил. По времени это эпохальное событие совпало с другим — осознанием человеческим сообществом кризиса прежних цивилизационных ценностей, попыткой их переосмысления и выработки общей для всего человечества концепции выживания в самом широком его понимании.

В конце ХХ века ядерная стратегия выживания человечества была изменена коренным образом. Доктрина взаимного «ядерного сдерживания» (или «взаимного устрашения») начала трансформироваться в стратегию глобальной системы нераспространения ядерного оружия и ядерной военной технологии, вплоть до их полного уничтожения в будущем. Но в последние годы этот процесс затормозился, а сегодня и вовсе пошел вспять. Сейчас, по данным российской разведки, порядка 20-ти стран стоят на пороге создания своего атомного оружия. Над миром витает призрак ядерного терроризма.

Проблема выживания человечества с учетом глобальной ядерной опасности имеет такой же глобальный характер. Анализ доступных российских и зарубежных специальных научных источников позволяет сделать вывод о недостаточном внимании в мире к проблеме выживания – как в широком ее понимании, так и с учетом глобальной ядерной опасности.

Концептуальный анализ понятия «выживания» человечества в ядерный век только начинается. Главное – не опоздать.

Алла ЯРОШИНСКАЯ, к.ф.н., независимый эксперт по международной безопасности

 

http://www.rosbalt.ru/2006/07/09/259229.html

 

                                                                                                                                            


      Отправить сообщение admin@intellectual.org.ua с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.  По вопросам размещения материалов: - направляйте Ваши   материалы и письма по адресу: redaktor@intellectual.org.ua  

 БЮРО РАССЛЕДОВАНИЙ ФОНДА ВЕТЕРАНОВ ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ: тел. 8 (067) 404-07-24  e-mail:  rass@intellectual.org.ua