Правда о нейтралитете

 

Шведские самолеты-разведчики летали над советской территорией по заданию США


 

Недавно  Швеции произошло сенсационное событие: «в связи с истечением срока давности» местная полиция безопасности СЕПО рассекретила важнейшие документы времен «холодной войны», связанные со сбитым в 1952 году шведским самолетом ДС-3. Многие годы эта история осложняла отношения между СССР и Швецией. Она же стала камнем преткновения и во взаимоотношениях Стокгольма с Российской Федерацией.
Несмотря на все предоставленные Москвой документы, шведская общественность требовала «подлинной правды о преступлении советских военных». В многочисленных публикациях на эту тему факт «вероломства русских» даже не вызывал сомнений. Вопрос задавался только один: когда Россия принесет официальные извинения? Теперь он отпадает.

В рассекреченных архивах содержатся показания бывшего полковника ВВС Швеции Стига Веннерстрема, работавшего на советскую разведку. Самое любопытное в протоколах допросов - факты, связанные с гибелью самолета ДС-3. Они полностью меняют представление шведов не только о том, кто был виноват в данной конкретной истории, но и о самом понятии шведского нейтралитета.
Выясняется, что шведские "герои-летчики" были сбиты не по ошибке, а во время выполнения разведывательного полета над территорией СССР. И вот что важно: информацию, полученную с борта ДС-3, шведы немедленно передавали американцам и англичанам. В общем, полный нейтралитет!

Обнажившаяся правда оказалась настолько непохожей на прежнюю благостную картину, что даже ведущая газета страны «Дагенс Нюхетер» назвала политику Стокгольма тех лет «ложью» и «двойной игрой против собственного народа». В то время как официальная пропаганда вовсю трубила о нейтралитете, между Швецией и США уже в 1949 году были заключены секретные договоры о военном сотрудничестве. Прежде всего они касались обмена разведданными. Но не только. Как сообщает «Дагенс Нюхетер», в разгар «холодной войны» даже шоссейные дороги строились в Швеции с тем расчетом, чтобы в случае необходимости служить взлетно-посадочной полосой для стратегических бомбардировщиков ВВС США.

Двустороннее военное сотрудничество было настолько тесным, что, как пишет газета, при помощи шведов американцы создали на Балтике настоящее «кольцо слежения» за советскими радарными установками. Оказавшись на переднем крае «холодной войны», шведам приходилось таскать для своих тайных союзников «каштаны из огня». Так, например, трагически завершившийся рейс самолета ДС-3 был 25-м по счету вылетом экипажа в район советских военных баз в Вентспилсе и Лиепае. На борту самолета был установлен лучший по тем временам радиопеленг американского производства. Как свидетельствуют рассекреченные архивы, в результате полетов ДС-3 над территорией СССР Стокгольм и Вашингтон получали «необычайно ценную информацию».
Одной проблемой, осложнявшей российско-шведские отношения, стало меньше. И все же возникает вопрос: почему так долго и упорно гибель ДС-3 делали камнем преткновения в отношениях двух стран, если шведское руководство знало истину?

 

По материалам informacia.ru

 

                                                                                                                   


      Отправить сообщение admin@intellectual.org.ua с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.  По вопросам размещения материалов: - направляйте Ваши   материалы и письма по адресу: redaktor@intellectual.org.ua  

 БЮРО РАССЛЕДОВАНИЙ ФОНДА ВЕТЕРАНОВ ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ: тел. 8 (067) 404-07-24  e-mail:  rass@intellectual.org.ua