Борис ЖЖЕНОВ

 

УКРАИНСКАЯ ТАЙНА ПРИДУНАЙСКОГО РЕГИОНА: ПОЧЕМУ МОЛЧИТ СЕКРЕТАРИАТ ПРЕЗИДЕНТА И МИД УКРАИНЫ?

 

 «Придунайский регион». Какие ассоциации взывает это словосочетание? Практически, никаких. В лучшем случае, у особо эрудированных читателей, следящих за реалиями международной жизни, Придунайский регион ассоциируется с Приднестровьем и Румынией (а, следовательно, с проблемой острова Змеиный, который не понятно: то ли остров, то ли скала). В большинстве же случаев область дунайского бассейна представляется украинцам, как что-то отдаленное от реалий их повседневной жизни и имеющее отношение к Украине постольку, поскольку Дунай протекает по части украинской территории.

 

Такое положение вещей, к сожалению, можно записать в актив нынешнего Президента Украины. Почему в актив? Да все просто: чем меньше Придунайская область находится на слуху, тем меньше резонанса в обществе она вызывает. Зачем это нужно главе украинского государства? Да затем, что проблем с этим регионом у Украины ровно столько же, сколько со всем остальным миром вместе взятым. Вот и получается: чем меньше украинцы об этих проблемах знают, тем легче живется Секретариату Президента. Как говорится: «Не буди лихо, пока тихо».

А ведь украинская часть Придунайского региона – это 6,6 тыс. кв. км и 5 административных единиц Одесской области. Нахождение этого региона в украино-молдавско-румынском приграничье, выход к самой большой водной артерии Европы, транспортно-транзитный потенциал, наличие уникальных природных ресурсов определяют стратегическую значимость этой территории для Украины.

Тем не менее, Придунайский регион предоставляет Украине не только преимущества (к сожалению, пока что только потенциальные), но и несет в себе реальную угрозу национальным интересам нашего государства.

Среди уже существующих угроз безопасности населения, окружающей среде и экономическим интересам страны можно выделить загрязнение трансграничных вод опасными веществами (вспомните только, сколько раз по Дунаю в Украину плыли нефтяные пятна), нелегальное перемещение людей (Украина уже занимает пятое место в мире по количеству нелегалов), примитивная контрабанда и т.д.

Однако уже в ближайшем будущем к ним может добавиться и ряд новых угроз, связанных с реализацией правительством Молдовы проекта создания нефтетерминала, грузопассажирского порта и нефтеперерабатывающего завода вблизи Джурджулешт.

Так, о чем же молчит президентская канцелярия? (О Министерстве иностранных дел мы не упоминаем, потому что ему сейчас не до этого, ведь его глава всеми правдами и неправдами пытается удержаться в своем кресле – какая уж тут международная политика?..)

 

ПЕВЫЙ ПРОМАХ УКРАИНЫ

 

Дело в том, что на момент распада Советского Союза линия границы между Украиной и Молдовой не была определена. Молдова такую ситуацию трактовала в свою пользу, аргументируя это тем, что с 1940 года вследствие природных процессов произошло изменение русла реки Прут, поэтому часть берега Дуная теперь принадлежит ей.

Тем не менее, согласно договору между Украиной и Молдовой о государственной границе (от 18.08.1999, ратифицирован 06.04.2000), «государственная граница между Украиной и Молдовой установлен в соответствии: с документами делимитации, которые являются неотъемлемой частью этого договора, альбомами топографических карт государственной границы между Украиной и Республикой Молдова, составленных в результате делимитации украинско-молдавской границы, проведенной в 1995-1999 годах».

Оно, вроде, и хорошо. Но вот только на момент делимитации работы по созданию вышеуказанного терминала уже велись. Это и определило позицию молдавской стороны относительно небольшого, но стратегически важного участка на берегу Дуная… И хотя в Договоре указано, что «государственная граница, проходящая по воде, не перемещается при изменении линии берегов», в процессе переговоров было решено передать участок в 24 га протяженностью 430 метров на берегу Дуная в районе населенного пункта Джурджулешты молдавской стороне в обмен на участок автотрассы в районе с. Паланка, которая соединяет Одессу с южными районами области.

Это было первым просчетом Украины. Но дальше стало еще хуже…

 

УКРАИНСКАЯ ЩЕДРОСТЬ В $25,5 МЛН

 

Мало того, что Украина «по доброте душевной» подарила Молдове кусок своей земли, так с этим куском она подарила еще и $25,5 млн инвестиций в строящийся терминал. Весь проект на то время (1994 год) оценивался в $38 млн, из которых молдавских было лишь $12,5 млн.

Терминал планировался к сдаче в 1999 году, но к расчетному сроку он был готов лишь на 50%. И в 2002 году ЕБРР, который инвестировал средства в это предприятие, признал проект неудавшимся, отдав на откуп будущему инвестору долю своего участия.

Этим инвестором стала азербайджанская нефтяная компания «AzPetrol», которая, кстати, в 2002 году обратила внимание на украинский сегмент Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора. Тогда компания предлагала Украине свои услуги в наполнении мощностей нефтепровода Одесса-Броды и развертывании на территории Украины сети автозаправочных станций. Но из-за сопротивления части украинских политиков, членов правительства и бизнесменов это предложение было отклонено. Поэтому руководство «AzPetrol» начало работу с соседней Молдовой.

Вот так и выходит – сначала подарили молдаванам часть украинской земли, потом – потенциального инвестора… А ведь он, инвестор, принес Кишиневу $250 млн, да еще и взял на себя обязательство погасить задолженность молдавской стороны перед первоначальным инвестором – ЕБРР.

 

ПОСЛЕДСТВИЯ «ХОХЛЯЦКОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОСТИ»

 

Реализация этого проекта создает абсолютно реальные экономические и политические угрозы интересам Украины, а именно:

1. Строится многоцелевой порт, который, несомненно, составит конкуренцию украинскому порту Рении (до этого времени самый мощный на Дунае и единственно полноценная перевалочная база для грузов юга и центра Молдовы). Через нефтебазу Ренийского порта осуществлялись поставки топлива для нужд молдавских потребителей.

Но надо иметь в виду и еще один момент. Участок железной дороги, по которой грузы идут в Ренийский порт, проходит через территорию Молдовы и принадлежит ей. Поэтому не исключена (и весьма вероятна) возможность экономической блокады украинского порта путем повышения транзитных тарифов, что сделает его убыточным. Построив железнодорожную ветку в будущий порт, Молдова сможет демпинговать на рынке железнодорожных перевозок, привлекая грузопотоки нефтепродуктов в свои терминалы. Помимо этого, часть грузопотоков, которые формировались Молдовой для собственных нужд, для порта Рени будет утрачена.

2. Молдавская железная дорога планирует проложить ветку от Кагула до Джурджулешт, обеспечив себе таким образом прямой доступ к румынскому порту Галац, обходя при этом ж/д станцию Рении (т.е. обходя территорию Украины). Молдова также собирается построить собственную станцию на ветке Рении-Галац, что позволит ей проводить таможенное оформление грузов, ранее проходивших молдавский участок транзитом. Это увеличит время (и затраты) на транспортировку грузов, что повлечет за собой уменьшение товарооборота Украина-Румыния.

3. Строительство нефтеперерабатывающего завода на территории Молдовы создает конкуренцию для украинских заводов и снижает их прибыльность. Нельзя будет избежать и контрабанды нефтепродуктов в Украину, принимая во внимание «прозрачность» границ. Заметим только, что сегодня Молдова удовлетворяет свои потребности в нефтепродуктах за счет их закупок. 90% поставок в Молдову осуществлялись тремя НПЗ – украинскими «ЛукОйл-Одесский НПЗ» и «Нефтехимик Прикарпатье», а также румынской «Petrotel».

Реализация этого проекта также существенно изменит геополитическую ситуацию в регионе Нижнего Дуная. Молдова, которая до недавнего времени зависела от транзита множества жизненно важных грузов через территорию Украины, получает собственный доступ на внешние рынки и приобретает статус морского государства. А раз так, то она способна превратиться из номинального в активного члена влиятельных международных организаций, таких как Дунайская комиссия и Рабочее содружество Придунайских стран.

В то же время, Украина утратит инициативу в рамках ГУАМ, поскольку важные проекты, которые непосредственно касаются этой организации, будут осуществляться без учета позиции Украины.

Теперь Молдова может влиять на экономические связи Украины с Румынией, устанавливая дополнительные препятствия для транзита грузов на придунайском участке границы. И это вдобавок к уже имеющемуся у Молдовы довольно мощному рычагу экономического и политического влияния на Украину – энергообеспечения южной части Одесской области, которое осуществляется Молдавской ГРЭС.

Следует также вспомнить, что Молдова уже является членом ВТО и в состоянии влиять на процесс вступления в эту организацию Украины. Мудрым шагом Молдовы было и решение передать часть акций создающегося предприятия Европейскому Банку Реконструкции и Развития. Теперь, выступая против строительства запланированных объектов, Украина рискует испортить свои отношения с этой влиятельной европейской финансовой организацией.

Удивительная уступчивость и бездеятельность украинской стороны в вопросе делимитации границы с Молдовой позволила последней получить стратегически важный участок на берегу Дуная. При этом участок трассы Одесса-Измаил-Рени в районе с. Паланки фактически не была передана Украине. Там и поныне существуют таможенные участки и пункты пересечения границы, хотя эта процедура и осуществляется по упрощенной системе.

В свое время Ренийский райсовет и райгосадминистрация неоднократно обращались в центральные органы власти по поводу начала строительства на территории, статус которой не был определен. Но их обращения остались без внимания. Соответствующие органы государственной власти не  требовали от молдавской стороны согласования с Украиной и подачи материалов экологической экспертизы строительства небезопасного объекта на берегу Дуная, как это предусмотрено Соглашением между Украиной и Молдовой о совместном использовании и охране приграничных вод от 24.11.1994 г.

Не проведена и соответствующая работа на международном уровне, как это было сделано Румынией по поводу строительства канала Дунай – Черное море в украинской части дельты Дуная.

Даже после того как Государственной программой комплексного развития украинской части Придунайского региона (постановление КМУ №428 от 31.03.2004) было предусмотрено проведение в 2004 году совместно с молдавской стороной экологической экспертизы строительства терминалу, Министерство иностранных дел, как основной исполнитель этого мероприятия, никаких шагов для реализации этого пункта не сделало.

На сегодняшний день уже сложно спрогнозировать, как именно будет пытаться развязать сложившуюся ситуации официальный Киев.

 

Очевидным является лишь то, что все разговоры о перспективах Украины как регионального лидера в регионе Нижнего Дуная и северной части Черноморского бассейна так и останутся только разговорами, пока в Секретариате Президента и Министерстве иностранных дел не осознают, что национальные интересы отстаиваются не словами и обещаниями, а конкретными действиями.

 

http://ura-inform.com/ru/world/2007/01/20/pridunay/

                                                                                                                                                                                                                             


      Отправить сообщение admin@intellectual.org.ua с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.  По вопросам размещения материалов: - направляйте Ваши   материалы и письма по адресу: redaktor@intellectual.org.ua  

 БЮРО РАССЛЕДОВАНИЙ ФОНДА ВЕТЕРАНОВ ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ: тел. 8 (067) 404-07-54  e-mail:  rass@intellectual.org.ua