ГЕНЕРАЛ ЮРИЙ САМОЙЛЕНКО: «НАЦИОНАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ» ОППОЗИЦИИ НЕ НУЖНА СТАБИЛЬНАЯ, СПОКОЙНАЯ, РАЗВИВАЮЩАЯСЯ УКРАИНА»

 

 Юрий Павлович Самойленко - народный депутат Украины от Партии регионов, генерал СБУ в отставке, человек современно мыслящий, неравнодушный, имеющий свой взгляд и свое мнение на события и процессы, происходящие в стране и в мире. Мнение определенное, иногда резковатое, но это, как говорится, дело вкуса. В любом случае, его суждения всегда интересны. Ниже мы предлагаем вашему вниманию интервью, которое Юрий Самойленко дал "Народному корреспонденту".

- Юрий Павлович, каковы Ваши впечатления от работы в Верховной Раде? Постоянная конфронтация, очевидно, не идет на пользу продуктивности и работе? Но, с другой стороны, возможно, нападки оппонентов будут заставлять коалицию и правительство действовать эффективно, чтобы избегать обструкции?

- Все вы видите, в каких непростых условиях приходится работать парламентской антикризисной коалиции и сформированному на ее основе правительству. Ответственность за эффективность и результаты этой работы ложится в равной мере и на делегированных парламентом членов Кабина министров, и на парламентское большинство в целом. Ситуация значительно осложнена тем, что необходимо преодолевать не только негативные последствия внутренней и внешней политики "оранжевой команды", ее недальновидного хозяйствования. Оказавшись в оппозиции, псевдопатриоты действуют по принципу "чем хуже, тем лучше", нагнетают в СМИ истерику вокруг собственных экономических и всех прочих просчетов, пытаясь переложить свою вину на наши плечи.

- Например?

- Яркие примеры - тарифное наследство, которое мы должны расхлебывать. Или - газовый джинн, выпущенный из бутылки по инициативе "оранжевой" власти, разорвавшей крайне выгодные для Украины газовые соглашения с Российской Федерацией, которыми была зафиксирована цена газа и транзита на несколько лет вперед. Теперь, конечно, можно ехидно объяснять на пальцах, что 95 лучше, чем 130, мол, какие мы большие экономисты. А мы считаем, что 130 лучше, чем 230, если не больше, которые светят в перспективе. А главное, правительству пока удалось сохранить статус Украины как основного потребителя среднеазиатского газа. Это - основной момент, определяющей цену газа для Украины, фактор экономической и социальной стабильности.

- Много было разговоров и деклараций об особой профессиональности регионалов, что скажете на этот счет?

- Наглядный пример эффективности и профессиональности коалиционного правительства - рост промышленного производства в январе текущего года до 15,8 % - лучший январский показатель с 1991 года. Тенденция обнадеживающая. Можно только порадоваться за экономику страны. И при этом, обратите внимание, - никакого оглушительного пиара с нашей стороны. Спокойная, целенаправленная работа. Оппонентов же такое положение вещей не устраивает. "Национально-патриотической" оппозиции не нужна стабильная, спокойная, развивающаяся Украина. Им нужны кризисы, хаос, перевыборы и - власть - любой ценой.

- Обществу очевидно, что наблюдаемое противостояние ветвей власти, перманентный спарринг по перетягиванию каната между командой Президента и Кабинетом министров не содействуют эффективной работе данных гилок влады, страдает имидж власти в целом. И вообще, когда паны дерутся, то у холопов чубы трещат...

- Слишком много шума по поводу противостояния ветвей власти. А что, собственно говоря, происходит? А происходит, в соответствии с Конституцией, переформатирование в парламентско-президентский вариант абсолютистских президентских полномочий, которые были у Л. Д. Кучмы. Ведь именно против них в свое время так яростно боролись наши записные "демократы" - нынешние противники конституционной реформы. Теперь они с много большим рвением бьются за этот президентский абсолютизм. А мы считаем, что страна должна быть защищена от своеволия и прихотей очередных "гетманов", "монархов" или "мессий". И это нормально. Вот только "Наша Украина" все еще хочет быть "свитой короля", а БЮТ бьется за канувшие президентские сверхполномочия и отмену конституционной реформы в свете будущего президентства Юлии Владимировны. Вот вам - и "принципиальность", и "демократичность"!

Еще Н. С. Хрущев говорил: "В жизни всё надоедает - женщины, еда, развлечения, и только власти хочется всё больше и больше".

К слову сказать, что и кто мешал президенту В. А. Ющенко использовать полтора года свои неограниченные президентские полномочия? И на что они были употреблены? Каких именно полномочий сейчас не достает президенту для продолжения своих "шагов навстречу людям"? Ответы очевидны. Для осуществления продекларированных благих намерений необходимы воля, понимание механизма реализации и команда единомышленников; а самое главное, упорный ежедневный труд всех - начиная от самого президента и до мелкого клерка. А что получается сейчас?

- Вообще-то, это я хотел спросить, что получается сейчас, и как Вы оцениваете политическую ситуацию внутри страны?

- Пока коалиция и правительство напряженно работают, разгребают завалы, например, с трудом, шаг за шагом восстанавливают разрушенные отношения с РФ, нашим стратегическим партнером, чем же занимается команда президента, если не считать продуцирования уже привычных, набивших оскомину, заклинаний про НАТО и Евросоюз?

Штатные советники президента - Ю. Луценко (кстати, на днях Ю. Луценко произведен президентом в госслужащие первого ранга) и Т. Стецькив, гастролируют по городам Западной Украины, рекламируя "Народную самооборону", и призывая граждан весной идти "маршем справедливости" на Киев. А именно - в мае, когда уже тепло, легче переночевать на площади в палатке, и студенты еще не разъехались из Киева на каникулы. Еще вчера Юрий Луценко судорожно цеплялся за кресло министра внутренних дел в правительстве Януковича, работал и хотел продолжать работать под керивництвом Януковича, а, вылетев, "прозрел" - опять заделался "борцом с ненавистным реваншистским режимом". О каком "реванше" вообще может идти речь? О реванше в результате демократических выборов и свободного волеизъявления народа? И, обратите внимание, без всяких там "революций", "майданов" и "самооборон". Нашим "революционерам" теперь не нравится выбор народа. Надо любым способом, желательно "майданным", заставить народ переголосовать. Лишь бы самим вернуться к власти. Это касается всех, кто сейчас так громко кричит о досрочных выборах. Пребывать в оппозиции, конструктивно работать над своим рейтингом и законно прийти к власти благодаря очередным выборам они не хотят. Думаю, они не верят в свои возможности. Разве это принципиальность? Абсолютная и циничная беспринципность. Финансируют "самооборону", по словам самого же Луценко, Давид Жвания и инкогнито бизнесмены-единомышленники. Готовится "Майдан - 2"? Это и есть конструктив и позитив, генерируемый обновленной командой президента, его ближайшими советниками? Кого мы видим в луценковской якобы "народной самообороне"? Боевиков из УНА-УНСО, "Пору", крайних националистов - аутсайдеров политического процесса, не имеющих реальной поддержки в обществе даже на Западной Украине. Мартовские выборы это наглядно показали.

- Учитывая специфику Вашей прежней работы, что бы Вы сказали о "векторности" Украины? Куда нам идти, вступать или не вступать?

- Сделаю небольшое отступление, отвечу на вопрос, и после еще возвращусь к работе Верховной Рады и коалиции. Я хочу, чтобы мы понимали и смотрели на происходящие события шире. Понимали интересы и политику нашей страны во взаимосвязи с процессами, идущими в мире. Была такая страна Югославия, и где она сейчас? Был Советский Союз. Не все было в нем хорошо, но и не все плохо. Пример Китая показывает, есть пути эффективной модернизации общественно-экономического устройства без разрушения и распада страны, огульного охаивания прошлого. Не вдаваясь в анализ, констатирую известный факт - СССР был развален, причем, четко по инструкциям Даллеса, Бжезинского и прочих. США без зазрения вторглись в Ирак не ради "продвижения демократии", борьбы с "Аль-Каидой" или поисков оружия массового поражения. Исключительно ради нефти. Беспокоит их и Иран, особенно, если учесть тамошние колоссальные запасы природного газа. В Польше и Чехии американцы хотят разместить свои комплексы ПРО, естественно, "для защиты Европы от исламских террористов". Надо так понимать, что из горных районов афганско-пакистанской границы талибы или "Аль-Каида" будут пускать на Европу континентальные и баллистические ракеты? Американской стороной уже высказаны пожелания о размещении их ПРО и на территории Украины. Наши "национально свидомые" патриоты аплодируют, а в той же Чехии и в Польше граждане, очевидно не меньшие патриоты своих стран, выходят на демонстрации против размещения ПРО на их территории (это - о сознательности). Вспомним, размещение Советским Союзом ракет на Кубе спровоцировало "карибский кризис", едва не закончившийся ядерной войной.

- Ваше мнение о резонансных незавуалированных высказываниях нового министра обороны США Гейтса?

- Новый шеф Пентагона Роберт Гейтс на днях заявил, что "США должны быть готовы к возможным вооруженным конфликтам с другими странами, в том числе с Россией и Китаем". Обвиняет Россию в милитаризации, притом, что военный бюджет США превосходит российский в 25 раз. Давайте представим себе на секунду "возможный вооруженный конфликт" США, соответственно и НАТО в целом, с Россией или Китаем? В какое ядерное пепелище превратится планета, не говоря об Украине, и что за причины должны быть для развязывания подобного "возможного вооруженного конфликта", о котором так откровенно говорит не безответственный политолог, журналист или футуролог, а официальное лицо, министр обороны США - самой могущественной державы? Я все это говорю к тому, чтобы мы правильно понимали интересы своей страны и проводили политику в ее национальных интересах, а не услужливо предоставляли территорию страны как плацдарм для реализации чужих геополитических планов. Причем, благосостояние граждан Украины в эти планы явно не входит.

- Каким Вам видится в перспективе дальнейший украинский курс или дрейф? В каком направлении? Что делается, и каковы планы коалиции и правительства?

- Правительство реализует курс, выработанный антикризисной парламентской коалицией, поэтому, отмечу, что сделано, какие стоят задачи и проблемы. Внешняя политика, как на восточном, так и на западном направлении, я считаю, адекватно откорректирована. Мы не кричим о немедленном вступлении в НАТО - этот вопрос будет решаться только через референдум, как бы ни хотелось нашим оппонентам "выполнить миссию" несмотря ни на что. Господа-панове, хотите в НАТО? Пожалуйста - пусть народ скажет свое слово. И не надо бесконечно по поводу и без оного теребить этот вопрос.

Евросоюз - за морем житье, вне сомнения, не худо! Но Евросоюз устами своих высших чиновников в упор "не видит" у себя Украину в обозримом будущем. Можно, конечно же, вещать о разных "дорожных картах" и объявлять сроки украинского вступления в ЕС в зависимости от настроения брюссельских чиновников и испарения собственных иллюзий - год, два, пять, теперь вот, в Германии, президент наш озвучил новую цифру - уже через десять лет. Европейцы дипломатичны - "no comments". Дипломатично советуют больше работать и меньше говорить. Ничего страшного! Действительно. Нам никто не мешает строить Европу в Украине - поднимать экономику, благосостояние граждан, повышать стандарты уровня жизни населения до европейских. Австрия, Швейцария, Швеция и другие не являются членами ЕС - и живут как-то. Причем, не хуже, чем в Португалии или Италии. Наши евроромантики часто возмущенно вопрошают: Румынию приняли в ЕС, а чем Украина хуже?! Хотя бы тем, что валовой национальный продукт на душу населения у нас в четыре раза меньше, чем в Румынии. Есть о чем задуматься и чем заняться.

- И каковы ж пути поднятия социальных стандартов и роста благосостояния граждан? Партию регионов только ленивый не обвиняет в проведении политики в интересах крупного, я бы даже сказал, крупнейшего отечественного капитала. Есть ли место в этой политике для "маленького украинца"?

- Главной идеологией коалиции и правительства Виктора Януковича провозглашена политика социальных приоритетов - рост благосостояния всех слоев населения. Мы не боимся начистоту говорить гражданам, что для спасения экономики необходимо пойти на непопулярные меры, которые накапливались и которые предыдущие правительства не проводили, перенося их на потом, чтобы нравиться избирателям перед выборами. В 2006 году коалиционным правительством была прекращена популистская практика "проедания" бюджета. Мы не можем расплачиваться за обед, одежду или бензин еще одной "Криворожсталью". Страна должна наращивать экономические мускулы и, благодаря этому, повышать уровень жизни населения. "По одежке протягивать ножки". Но, чтобы действительно народ не протянул ноги, провозглашенная политика социальных приоритетов должна неукоснительно и эффективно реализовываться и воплощаться в жизнь.

Я считаю, социальная и фискальная политика государства должна быть откорректирована таким образом, чтобы начал преодолеваться сложившийся колоссальный материальный разрыв между слоями населения - а именно, между рядовыми гражданами, борющимися за выживание, и, как модно сейчас говорить, элитой. Реализация такой экономической политики только поднимала бы доверие населения к правительству и парламентской коалиции. Проведение подобной политики перераспределения в пользу среднего класса и бедных слоев населения должно найти отклик и понимание и у самих представителей элиты, поскольку в экономическом и социальном развитии мы должны ориентироваться на стандарты цивилизованного общества и к ним стремиться, а не уподобляться "банановой республике" с нуворишами и обездоленной массой, всегда готовой к социальному взрыву.

- Взяв власть в стране в свои руки, как самая многочисленная фракция в парламентской коалиции, не забыла ли Партия регионов о своей заявленной мировоззренческой сути - перераспределении власти в пользу регионов, местного самоуправления?

- Как раз наоборот. Перед нами стоит насущная задача - это активизация региональной политики. Стране необходимо принятие соответствующей законодательной базы для максимального развития местного самоуправления, что в свою очередь должно стимулировать становление и всестороннее развитие гражданского общества, качественные изменения экономического и социального климата в стране. Должны быть созданы законодательные и, подчеркну особо, материальные условия для реализации потенциала местного самоуправления на всех уровнях. Правительство тогда сможет сосредоточиться на решении стратегических задач, а не латать дыры. А парламент - законодательно обеспечивать поступательное развитие страны.

 

Беседовал

Олег Любимцев

 

КИД

 

 

                                                                                                                                                                                                                             


      Отправить сообщение admin@intellectual.org.ua с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.  По вопросам размещения материалов: - направляйте Ваши   материалы и письма по адресу: redaktor@intellectual.org.ua  

 БЮРО РАССЛЕДОВАНИЙ ФОНДА ВЕТЕРАНОВ ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ: тел. 8 (067) 404-07-54  e-mail:  rass@intellectual.org.ua